Официальный сайт ГОУ школы №563
Концепция лицея
О режиме занятий
Рекомендуемая литература
Дошкольное подразделение
Школа здоровой семьи
Пресса о Лицее
Карта сайта

Rambler's Top100
О школе

О режиме учебных занятий в «Пушкинском лицее»

В основе режима учебных занятий в "Пушкинском лицее" лежит стремление избежать возможных перегрузок, отрицательно влияющих на психофизиологическое состояние учащихся.
"Пушкинский лицей" создан в Санкт-Петербурге в 1990 г. при Международном институте по изучению резервных возможностей человека (МИРВЧ). Он задуман как воспоминание о Царскосельском лицее, в котором учился великий русский поэт, и как своеобразный подарок к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина. По учебной программе и режиму дня наш лицей во многом аналогичен Царскосельскому.
Работа в режиме полного рабочего дня (с 9 до 19 ч.) потребовала тщательного продумывания последовательности занятий как в течение дня, так и в течение рабочей недели с тем, чтобы избежать возможных и нежелательных перегрузок.
Учебный день в лицее распадается на три блока: до обеда, после обеда, после ужина. После первых двух часов занятий лицеисты пьют чай с булкой, как в Царскосельском лицее, но с небольшим отличием: с учетом рекомендаций Института экологии человека: желающие могут получить фиточай с подсушенным ржаным хлебом.
Ежедневный урок здоровья начинается в 13 часов с ходьбы в проточной холодной воде (до 12°С) по щиколотку (водная дорожка с массажем стоп), эта процедура способствует активации адаптационных механизмов. В хорошо проветренном зале , не надевая обуви, ребята занимают свои места на ковриках умеренной жесткости для релаксации: в положении лежа под специально подобранную психотерапевтом музыку снимается напряжение утренних умственных занятий. Пять минут расслабления восстанавливают баланс нервной системы и лицеисты, лежа, приступают к остеопатической гимнастике, которая корректирует нарушения опорно-двигательного аппарата с помощью определенных упражнений и диафрагмального дыхания. Этот гимнастический комплекс мягко подготавливает организм к переходу из горизонтального положения в вертикальное, закрепляя навыки поддержания естественных поз - сидения, вставания, стояния.
Восстановление правильной архитектуры тела позволяет с помощью следующего комплекса адаптационной гимнастики тренировать все органы тела, координируя их работу. Последующее орошение стоп и макушки головы гомеопатическим раствором морской капусты, одуванчика и овса ("Авеналам") закрепляет эффект гимнастики и стабилизирует работу вегетативной нервной системы. Затем лицеисты принимают комплекс природных адаптогенов в гомеопатическом разведении: ОКО, реприз, кальгид.
Оптимально подготовив таким образом организм к принятию пищи, лицеисты отправляются на обед, который проходит в спокойной, семейной обстановке. После еды они следуют самому короткому рецепту долголетия, известному с древних времен в Китае: сто шагов после каждого приема пищи. Лицеисты делают эти шаги на свежем воздухе, дополняя их активными традиционными играми (догонялки, игра в мяч и т.п.).
После прогулки в группах ГПД под руководством учителя лицеисты выполняют задания, полученные на уроках для самостоятельной работы. Когда учебные задания выполнены, лицеисты читают художественную литературу в читальном зале, занимаются музыкой, живописью, подготовкой спектаклей, творческой работой, пишут сочинения.
Затем легкий ужин, небольшой отдых и спортивные занятия - фехтование, хореография, плавание, физкультура, футбол и другое. Высокая двигательная активность снимает накопившуюся к концу дня усталость.
Урок здоровья проводится в соответствии с рекомендациями международной детской профилактической программы "CINPT" (программа ВОЗ), опубликованной в сборнике "Методические подходы к созданию экологической оздоровительной программы для детей" (СПб., 1997).
Недельная загруженность учащихся строится с учетом рекомендаций санэпиднадзора, соблюдается стандартная волна чередования трудных и нетрудных дней. За рабочей пятидневкой следуют два выходных дня, которые дают возможность полного отключения от школьного режима, тем более что все самостоятельные задания выполнены в лицее. К этому необходимо добавить, что режим занятий предусматривает регулярные пробежки на свежем воздухе вокруг лицея во время перемен. В это время проветриваются классы.
Разумеется, самый продуманный режим занятий не является залогом сохранения здоровья учащихся. Определенную роль играет и содержание учебного процесса: что именно изучают учащиеся, интересно ли им это и есть ли практический выход полученным знаниям и умениям. Известный врач А.Залманов утверждал: "Неудобное распределение уроков, неинтересное и малополезное обучение могут произвести разрушительное действие на умственные способности детей".
На всех уроках в "Пушкинском лицее" интересно: интересны сами знания, интересны и формы работы. Лицеисты на протяжении всего существования лицея вовлечены в культурную жизнь города. Они участвуют в теле- и радиопередачах, выступают с концертами, например, в Царскосельском лицее, в Академии Госслужбы, в Петровской Академии наук и искусств. Художественные выставки живописных работ лицеистов проходили в Румянцевском особняке, в Гильдии мастеров на Невском проспекте, в Царскосельском лицее, в выставочном зале в Пушкинских горах, в Карелии (передвижная выставка "От Петрозаводска до Олонца"). Ребята принимали участие во Всемирной выставке детского рисунка в Самаре, их работы продавались на аукционе детских работ в Сан-Франциско и Берлине. Работы лицеистов экспонировались в Германии и Голландии.
Регулярные литературные автобусные экскурсии и паломничества повышают и уровень знаний, и уровень здоровья учащихся.
Лицеисты видят плоды своего труда. Все сочинения учащихся отпечатаны и используются в дальнейшей работе. Выпускники 2001 года получили на память томик своих сочинений с 1 по 11 класс. Постоянно пополняется видео и фотоархив, который используется в работе в последующие годы.
Главная тема, над которой работает лицей - пушкинская. В лицее отмечаются все Пушкинские даты: День Лицея, День памяти поэта, День его рождения. Ко Дню рождения А.С.Пушкина готовится большое театральное представление, подготовленное совместными усилиями ребят и педагогов: литератора, учителей музыки, пения, хореографии, живописи, фехтования и родителей.
Детям настолько интересно в школе, что они с трудом расстаются с нею по вечерам и на каникулах. Вот что писала об этом выпускница 2001 года Ульяна Зуева в своем сочинении, уходя на летние каникулы:

 

До свидания, лицей!

Милый лицей, я светлею! С тобой, для тебя!
Дорогой лицей! Мне очень жалко покидать тебя на целое лето! Я не могу представить, как я буду вставать из постели, завтракать, но не идти в лицей. Если он закроется... Нет! Он не закроется! Здесь, в лицее я написала свою первую музыкальную пьесу - "Ночь", здесь же я подружилась с Настей. Отсюда я начала жить. До этого я была, как в тумане, но когда я пришла сюда, я вдруг прозрела.
Когда я пришла в лицей, я вдруг посветлела. Сначала я была замкнута и мрачна, но потом я высветлилась, нашла маленький, чистый уголок в сердце. Немного погодя у нас появилась баня. Я не понимала, что это такое, а когда пошла, то вода в проруби умыла меня. Когда же появился бассейн, стало весело; я стала счастливой. С тех пор я очень счастлива. Сейчас мы заканчиваем год и ставим спектакль по трагедии Софокла "Антигона". Поначалу мы все смеялись, но когда Надя (Антигона) сыграла сцену прощания, все перестало быть смешным. У нас Антигона — Надя, Йемена — Маша, Корифей I - Люба, Корифей II - Паша, Креонт - Миша, а Гемон - Саша.
Счастливые дни!
У нас много интересных уроков: русский язык, естествознание, математика, расслабление, английский язык, немецкий язык, физкультура, бальные танцы и пение, и история, и литература, и еще есть Пушкинский, и я забыла про лаковую живопись. Лаковая живопись — чудный урок. Я, когда пришла, думала, что это будет рисование фломастерами, но нет! Это другой урок!
Мы играем в Царскосельский лицей. Каждый из нас – лицеист Пушкинской поры. Еще я помню, как готовила своего героя: Владимира Вольховского я выбрала я его за сильную волю, твердый нрав и смелый характер. Я полюбила своего героя за то, что он спал на голых досках, покрытых простыней и вместо подушек клал под голову книжки-энциклопедии. Его и моими друзьями были Пушкин, Пущин, Малиновский, Данзас, Дельвиг, Горчаков, Яковлев, Броглио, Матюшкин, Корсаков... Вольховский закончил лицей с Большой золотой медалью.
Мы ездили в Псков, Новгород, Киев, Ярославль, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Тутаев, Косторому, Золотой Плёс, Вологду, на Валдай, в Новую и Старую Ладогу, на реку Свирь и так далее. Мы посетили все Пушкинские места в нашем и Псковском крае.
Я помню, как мы ехали в Киев из Петербурга: я и Марина лежали на верхних полках. Марина лежала на подушке головой к окну, а я головой от окна — оно было открыто. Вдруг, Марина привстала на локтях и показала на красивый сюжет за окном и подушка, на которой она лежала, вдруг сдвинулась и улетела в окно. Там ее подобрал крестьянин, шедший за поездом. Это был смех! Но не только...
Еще я люблю уроки музыки, очень люблю нежные, красивые и быстрые мелодии. Я очень люблю сочинять: в прошлом году я написала "Вальс", "Танец". А в этом — "Росинки ", "Полдень. "
Я люблю читать: сейчас в лицее я читаю "Повесть об Атлантиде".
Литература... Она открывает прошлое: Чехов, Гаршин, Лесков... Чудо!!! В литературе можно над каждым писателем думать целую вечность. Литература помогла мне найти свет. Если бы не было бы литературы, я бы так и осталась в темноте. Я не переживу, если меня заберут в другую школу, в которой нет литературы! Я себе не могу представить, как я буду жить в темноте, без Чехова, Гаршина, Лескова, без молитвы, без света, без ничего.

Да, и без конфет: ах! Ну, в какой школе вместо оценок - конфеты! Да! Дорогой Лицей! С тобой, для тебя!

 

Все дети в лицее отзывчивые, добрые, понимают слово. Их не привлекают курение, алкоголизм, наркотики, они не сквернословят. И это, безусловно, результат того, что они целый день находятся в стенах школы под присмотром добрых и веселых педагогов. Дружная, доброжелательная, семейная обстановка в лицее восполняет то, чего некоторые из учащихся лишены в семье. Дружба между лицеистами и педагогами особенно укрепляется в ежегодных поездках по Руси.
Интересное счастливое детство - залог здоровья. За лицеистами постоянно наблюдали педагоги и врачи и с удовлетворением констатируют, что здоровье детей в процессе обучения явно улучшается. Это подтвердило и серьезное научное психофизиологическое обследование лицеистов, результаты которого опубликованы в одном из научных журналов.

 

Д.В.Григорьева, Т.В.Коваленко



Расписание дня в Царскосельском лицее

 

6.00
подъем, молитва в зале
7.00 – 9.00
класс (учебные занятия)
9.00
чай с белой булкой
до 10.00
прогулка
10.00 – 12.00
класс
12.00 - 13.00
вторая прогулка
13.00
обед из трех блюд
14.00 – 15.00
чистописание или рисование
15.00 – 17.00
класс
17.00
чай
до 18.00
третья прогулка
18.00 – 20.00
повторение уроков
20.00
ужин из двух блюд
до 22.00
отдых, развлечения (мячик, беготня)
22.00
вечерняя молитва, сон.

1990-2024 © "Пушкинский лицей"