Официальный сайт ГОУ школы №563
Секреты педагогики
Рекомендуемая литература
Дошкольное подразделение
Школа здоровой семьи
Пресса о Лицее
Карта сайта

Rambler's Top100
О школе

«Крепкая семья – основа будущей России»

ГОУ №563 «Пушкинский лицей» Выборгского района г. Санкт-Петербурга уже 20 лет работает над этой проблемой. В результате в 2005 году решением Комитета по образованию школа добилась реорганизации в виде присоединения к ней ДОУ №45. Сейчас это школа со структурным подразделением дошкольного образования. Методическая тема школы – «Создание концепции непрерывного образования детей от 0 до 18 лет». Методическая тема дошкольного подразделения – «К здоровой семье через детский сад».
Школа работает в контакте с рабочей группой Комитета Государственной Думы Российской Федерации по вопросам семьи, женщин и детей, - на предмет проведения совместного эксперимента по созданию пилотного проекта для решения демографической проблемы. В 2008 году школа уже получила Благодарность Санкт-Петербургского филиала при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе – за плодотворную работу по реализации концепции демографического развития Санкт-Петербурга: укрепление и оздоровление российской семьи, повышение престижа материнства и отцовства в рамках программы «К здоровой семье через детский сад».
ГОУ школа №563 «Пушкинский лицей» - это уникальное учебное заведение, осуществляющее традиционное российское воспитание с ориентацией на творчество А.С.Пушкина. В школе работает высокообразованный творческий коллектив педагогов, дающий детям возможность получить музыкальное, художественное, театральное, хореографическое, спортивное (от верховой езды до фехтования) воспитание и образование.
Учителя школы и воспитатели дошкольного подразделения, родители, психологи и врачи объединили свои усилия в деле решения воспитательных, образовательных и демографических проблем. Школу курируют врачи и психологи Международного института резервных возможностей человека (МИРВЧ), которым руководит заслуженный врач-нарколог России доктор медицинских наук, профессор Г.И. Григорьев.
Начиная с 1990 г., «Пушкинский лицей», построенный на идеях наших замечательных русских педагогов: К.Д. Ушинского, С.А. Рачинского, Л.Н. Толстого, Н.И. Пирогова, В.В. Розанова, А.С. Макаренко, Януша Корчака, В.А. Сухомлинского и Царскосельского лицея – является своеобразной селекционной площадкой, на которой на основе традиционных для России православных ценностей вызрели определенные идеи.

 

1. Современная система образования и воспитания не может быть выстроена без учета традиционного опыта русской педагогической мысли.
Современная система семейного, дошкольного и школьного образования и воспитания зашла в тупик, потому что мы разрушили наши национальные традиции.
В «Пушкинском лицее» воспитание и образование строится с учетом опыта домашнего образования и воспитания в дворянских семьях и в лучших учебных заведениях прошлого: в Царскосельском лицее, в школе С.А. Рачинского в селе Татево под Вязьмой: школа возникла в середине ХIХ века и просуществовала 100 лет; с учетом опыта гимназии К.И. Мая в Петербурге: эта школа, о которой в 1990 г. вспоминал Д.С. Лихачев, отличалась педагогическим демократизмом преподавателей и вырастила целую плеяду выдающихся деятелей науки и культуры нашего Отечества – это В.А. Серов, А.И. Бенуа, Л.В. Успенский, Н.П. Рерих. Опыт обучения в начальной школе изучался на примере Павлышской школы В.В. Сухомлинского и школы Януша Корчака.
Как сказал на последнем архиерейском соборе Его Святейшество патриарх Всея Руси Алексий II, «пришло время собирать камни».

 

2. Самый главный возраст для воспитания ребенка – это возраст от 0 до 3, а потом – до 7 лет.
Именно в этом возрасте дети должны иметь самых лучших, самых образованных и талантливых педагогов.
Именно на этот возраст должно быть направлено все внимание нашего правительства. Очень важно в условиях потери семейных традиций, в условиях потери духовных ориентиров выдать беременным мамочкам и будущим отцам программу их действий, пробудить материнскую ответственность перед еще неродившимся ребенком. А после рождения обучить всем приемам пестования дитяти и создать условия для реабилитации младенцев – для предупреждения возможных отклонений в развитии, дать и отцам, и матерям навык воспитания младенца до года и до трех лет.
К трем годам в детях уже заложен фундамент будущей личности, и первостепенное значение здесь имеет обстановка в семье, материнская и отцовская семейная грамотность. Этика семейной жизни – курс, в котором очень нуждаются современные родители. Воспитать ребенка – значит, воспитать самого себя. Будь таким, каким ты хочешь видеть своего ребенка.
Все наши институты, окормляющие систему образования и воспитания, работают в основном на школьный возраст. А ведь ребенок приходит в школу в 7 лет уже сложившимся человеком. И если до 10 лет еще можно «прополоть» всходы, то после 10 лет ребенок полностью переходит на систему самовоспитания. Поэтому важно в начальной и средней школе создать такую систему, чтобы ученику было очень интересно, чтобы этот интерес строился на высокой духовной основе и пробуждал желание подражать.

 

3. Система воспитания и образования должна быть непрерывной, ребенок до 11 класса должен воспитываться в одной системе.
Несомненно, показательным и убедительным является опыт обучения детей, пришедших в лицей в 1990 году в первый класс и в 2001 году закончивших 11 класс школы. Все это время они воспитывались под руководством одного и того же воспитателя. Опыт обучения этих детей уникален. Он изложен в книге Д.В. Григорьевой «В начале жизни школу помню я» (С-Петербург, 2008 г.).

 

4. Дело воспитания лишь тогда будет иметь успех, когда объединят свои усилия учитель, родители, врач, и хочется добавить: священник.
Но современная атеистическая семья и школа в своем большинстве не готовы к сотрудничеству с церковью, хотя нельзя не отметить, что к нашей традиционной русской школе тянутся православные родители, несмотря на то, что мы глубоко убеждены: религиозное воспитание – это дело семьи. Школа же в этом отношении лишь выполняет заказ родителей. И традиционные православные праздники (Рождество, Пасха) проводятся, как семейные праздники школьников и дошкольников, мам и пап, бабушек и дедушек.
Невозможно провести грань между воспитанием духовно-нравственным и религиозным. И воспитателю в школе, как священнику, приходится быть и проповедником, и духовником, и поводырем своих подопечных.

 

Зам.директора ГОУ №563 «Пушкинский лицей» Д.В. Григорьева.

1990-2024 © "Пушкинский лицей"